ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

Эти материалы могут стать основой сочинения на любую тему в рамках данного направления. Они представляют собой ряд тезисов, к каждому из которых приведены аргументы из художественных произведений. Остается только выбрать подходящие к конкретной теме, предложенной на экзамене.

Роль книги в жизни человека. Бессмертие книги. Тезис

Книга бессмертна, благодаря ей мы познаем мир и самих себя, становимся лучше, чище, добрее. Она учит нас мыслить, заставляет задумываться над важными вопросами, делать выводы. Книга несет свет и добро, дает нам первые уроки сострадания и чуткости, внимательного отношения к окружающим людям.

Аргументы

Так, читая «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, мы размышляем над вопросом: какие качества помогают человеку преодолевать трудности, не сдаваться и не падать духом в непростых жизненных ситуациях. Самолет Мересьева был сбит в воздушном бою, а сам летчик с раздробленными ступнями оказался на оккупированной территории. В течение многих дней он пробирался к своим, питаясь лишь сосновой корой и мхом. Ослабев от боли и голода, он уже не мог идти и полз, перекатываясь с боку на бок, но все равно не сдавался. Его подобрали местные жители, казалось бы, вот оно – спасение. Но судьба нанесла герою новый удар: в госпитале ему ампутировали обе ноги. Дорога в небо была для летчика закрыта навсегда, впереди - только инвалидность. А ведь он мечтал летать с раннего детства, в авиации заключался смысл его жизни. Автор показывает, как и в этой непростой ситуации герой не отступил. Узнав о лётчике времён Первой мировой войны, который, лишившись ступни, научился управлять самолётом, Алексей Мересьев поверил, что тоже сможет летать, хоть и без обеих ног. Он начал усиленно тренироваться день за днем, несмотря на боль. Он часами ходил на протезах по больничному коридору, учился танцевать. Никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой. В итоге он добился, чтобы его отправили в летную школу, а после – в действующую армию. Он снова делал по нескольку боевых вылетов в день. Повесть заставляет читателя поверить, что упорство, целеустремленность, мужество помогут преодолеть любые преграды, какими бы трудными они ни были.

Уроки доброты получаем мы, читая произведение А.Алексина «Актриса». Писатель рассказывает о бабушке, у которой было четверо детей, но все они жили отдельно. Под Новый год героиня всегда ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут ее к себе. Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезет своим внукам. Дочери присылали открытки, но не догадывались пригласить мать к себе. Родители рассказчика тоже не собирались отмечать праздник вместе с бабушкой, а намеревались пойти в гости, а сам герой мечтал пригласить в театр нравившуюся ему девочку. Однако он заметил, что, когда бабушка узнала, что останется в Новый год одна, она вдруг «стала поспешно искать что-то в сумке». И тогда герой понял, как обидно близкому человеку быть всеми покинутым. Он пригласил в театр именно ее. В буфете на вопрос бабушки, любит ли он яблочные пирожные, герой ответил утвердительно, потому что понял, что их очень любит бабушка. В этот вечер он осознал, как легко сделать человека счастливым. Для этого достаточно всего лишь проявить немного внимания. Этот рассказ заставляет читателя задуматься над отношением к близким людям. Как часто, занятые повседневными делами, мы забываем сказать им доброе слово, нам бывает недосуг поинтересоваться их душевным состоянием. Почти всегда находятся дела поважнее, и нам некогда провести время с теми, кого мы любим больше всего – родителями, бабушками и дедушками. Книга Алексина побуждает нас стать более чуткими и внимательными, проявлять заботу и внимание к родным людям.
Можно ли обойтись без книг? Чем опасно равнодушное отношение к ним? Тезис

Можно ли обойтись без книг? Наверное, некоторые люди скажут, что они прекрасно проживут и без литературы. На мой же взгляд, обойтись без книг нельзя. Почему? Да потому, что они заставляют думать, анализировать, сопоставлять истории, рассказанные автором, с реальными жизненными ситуациями, делать выводы, извлекать уроки. Если человек перестает читать, он перестает думать, по сути, из человека мыслящего превратится в человека жующего, только и занятого, что удовлетворением своих биологических потребностей. Чем он тогда будет отличаться от братьев наших меньших?

Аргументы

О том, чем чреват отказ от книг, пишет Р.Бредбери в своем знаменитом произведении «451 градус по Фаренгейту». Он показывает, как из-за все более укорявшегося темпа жизни произведения классиков заменили краткие пересказы, потом – пересказы пересказов. Гуманитарным наукам в школах и университетах отводилось все меньше времени, и наконец они исчезли из программы совсем. В описываемом им мире книг никто не читает, их, напротив, уничтожают. «Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки?» Людям в этом мире некогда и незачем думать. Они должны быть все одинаковыми, и тогда не будет «великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество». Кроме того, тупой массой гораздо удобнее управлять. Один из героев объясняет: «Вы должны понять, сколь огромна наша цивилизация. Она так велика, что мы не можем допустить волнений и недовольства среди составляющих её групп». А чтоб никто не стал раздумывать над справедливостью существующего миропорядка, нужно забить головы примитивными развлечениями: «Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы!» Мир без книг – это страшный мир людей-роботов, людей-марионеток, как будто вовсе лишенных души и разума.
Назначение литертуры в обществе. Тезис

Литература всегда обращена к человеку, существует для него и ради него. Назначение ее - откликаться на самые актуальные проблемы времени, утверждать общечеловеческие ценности, гуманизм.

Аргументы

Так, Н.А.Некрасов в «Элегии» говорит: Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Его творчество, как и творчество всех писателей и поэтов – это бескорыстное и беззаветное служение людям. Слово для них – это орудие воздействия на читателя, порой – оружие для борьбы с негативными явлениями. Писатели вносят огромный вклад в формирование общественного мнения. В том же произведении автор подчеркивает, что делом его жизни было «толпе напоминать, что бедствует народ, в то время как она ликует и поет, к народу возбуждать вниманье сильных мира». Обращая внимание читателей на существующие в обществе проблемы, поэт пробуждает в их душах сострадание и желание помогать людям, делать мир лучше.

О том, что назначение литературы – откликаться на актуальные события современности, пишет и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Поэт». Он подчеркивает, что голос поэта, писателя должен звучать, как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Произведения литературы оказывают огромное влияние на людей, способны «воодушевить бойца для битвы». И действительно, можно найти немало примеров, когда бойцы шли сражаться с заветными строками на устах. Творчество – это не что иное, как «отзвук мыслей благородных», произведения поэт сравнивает с «божьим духом», который носится над толпой. Идеи, воплощенные автором в слове, способны проникнуть в сердце каждого человека и зажечь в нем искру. Недаром другой поэт, Пушкин, в стихотворении «Пророк» писал, что поэт должен «глаголом жечь сердца людей».

А.С.Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» своей заслугой считает, что «чувства добрые… лирой пробуждал», прославляя свободу и «милость к падшим призывал». В своем творчестве поэт утверждает общечеловеческие ценности. Его произведения несут людям свет и добро.
Эпоха и вечные ценности в произведнии. Тезис

В каждом литературном произведении есть приметы времени, той эпохи, которая в нем запечатлена. Но вместе с тем в нем всегда утверждаются вечные, вневременные, ценности.

Аргументы

Так, в стихотворении А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» описаны годы Великой Отечественной войны. В нем изображен «трудный бой» за улицу, танкисты, которые не могут определить, откуда бьет вражеское орудие. Перед нами предстает главный герой – мальчишка «лет десяти-двенадцати, бедовый», чье имя так и осталось неизвестным. Он сумел под жесточайшим огнем подползти и разведать местоположение врага, а затем вызвался показать его танкистам. Что побудило героя сделать это? Стремление бороться с общим врагом всеми силами, как только возможно. Автор акцентирует внимание читателя на красноречивой детали:
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырём.
Ребенок не думает о смерти, не испытывает страха, его единственное желание – помочь своим одолеть врага. В этом произведении есть не только конкретное описание военного времени, но и прославление таких качеств, как мужество, бесстрашие, отвага, героизм, которые, конечно, не зависят от эпохи и всегда были и будут достойны восхищения и преклонения.
Любимые книги и герои. Пример готового сочинения на похожую тему см. здесь Пример итогового сочинения по направлению "Год литературы".

 

 

Еще материал по теме:

Пример итогового сочинения по направлению "Год литературы".

Пример итогового сочинения по направлению "Любовь".

Пример итогового сочинения по направлению "Дом".

Пример итогового сочинения по направлению "Путь".

Пример итогового сочинения по направлению "Время".

 

Примерные темы по направлению «Год литературы».

Примерные темы по направлению «Время».

Примерные темы по направлению «Любовь».

Примерные темы по направлению «Дом».

Примерные темы по направлению «Путь».

 

Готовые материалы для сочинений по направлению «Дом». Возможные варианты тезисов с аргументами на основе литературных произведений.

Готовые материалы для сочинений по направлению «Любовь». Возможные варианты тезисов с аргументами на основе литературных произведений.

Готовые материалы для сочинений по направлению «Путь». Возможные варианты тезисов с аргументами на основе литературных произведений.

Готовые материалы для сочинений по направлению «Время». Возможные варианты тезисов с аргументами на основе литературных произведений.

 

 

 

Новости итогового сочинения

 

ЧИТАТЬ