ИТОГОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РЕАЛЬНЫМ ТЕМАМ С ЭКЗАМЕНА 7 ДЕКАБРЯ 2016-2017ГОДА

 

 

Направление "Разум и чувства". Итоговые сочинения.

Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

Когда разум и чувство борются в человеке?

Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

Какие чувства могут быть неподвластны разуму?

Над какими чувствами разум может быть не властен?

Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

Когда нужно сдерживать душевные порывы?

Как разум и чувства влияют на поступки человека?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

 

Итоговое сочинение на тему: "Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?"

Любовь и ненависть, радость и огорчения... Мир наших чувств необычайно богат и разнообразен. Говорят, что человек не волен ли человек в них. Так ли это? Ответ зависит от того, какой смысл мы вкладываем в это выражение. Способен ли человек приказать себе испытывать конкретные чувства, например полюбить кого-то? Конечно, нет. Способен ли человек, наоборот, перестать испытывать какие-либо чувства? Тоже нет. В этом смысле человек не волен в своих чувствах, ведь наши эмоции возникают спонтанно, независимо от разума. А вот способен ли человек укрощать свои чувства, не позволять им управлять собой? Ответ будет твердительным. Мы не можем заставить себя чувствовать или не чувствовать что-либо, но мы можем не поддаваться эмоциям и управлять своим поведением.

Вспомним рассказ А.Масс «Трудный экзамен». В нем говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Расстроившись, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими эмоциями. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Мы видим, что героиня в этой ситуации не могла заставить себя не чувствовать обиду на родителей и разочарование, но она сумела взять себя в руки и не позволила чувствам помешать исполнению ее мечты.

Обратимся к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". В юности Татьяна, полюбив Онегина, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Героиня по-прежнему испытывает к нему глубокое чувство. Но она отказывает Онегину, ведь превыше любви для нее нравственный долг, супружеская верность, она не может запятнать свою честь и честь мужа. Очевидно, что Татьяна не вольна разлюбить Онегина, но в ее власти принять решение, как поступить, и она делает свой выбор: жертвует чувствами ради долга.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: Человек не волен испытывать или не испытывать те или иные чувства, но волен выбирать, как поступить.

(342 слова)

 

 

Итоговое сочинение на тему: "Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? "

 

Что правит миром – разум или чувство? На первый взгляд кажется, что главенствует разум. Он изобретает, планирует, контролирует. Однако человек – существо не только разумное, но и наделенное чувствами. Он ненавидит и любит, радуется и страдает. И именно чувства позволяют ему чувствовать себя счастливым или несчастным. Более того, именно чувства заставляют его творить, изобретать, менять мир. Не будь чувств, разум не создавал бы свои выдающиеся творения.

Вспомним роман Дж. Лондона «Мартин Иден». Главный герой много учился, стал известным писателем. Но что подвигло его работать над собой день и ночь, неустанно творить? Ответ прост: это чувство любви. Сердце Мартина покорила девушка из высшего общества, Руфь Морз. Чтобы добиться ее расположения, завоевать ее сердце, Мартин неустанно самосовершенствуется, преодолевает препятствия, терпит нужду и голод на пути к писательскому призванию. Именно любовь окрыляет его, помогает ему найти себя и достичь вершин. Без этого чувства он остался бы простым полуграмотным матросом, не написал бы своих выдающихся произведений.

Обратимся к другому примеру. В романе В. Каверина «Два капитана» описывается, как главный герой Саня посвятил себя поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Он сумел доказать, что именно Ивану Львовичу принадлежит честь открытия Северной земли. Что побудило Саню много лет идти к своей цели? Холодный рассудок? Вовсе нет. Им двигало чувство справедливости, ведь много лет считалось, что капитан погиб по своей вине: он «небрежно обращался с казённым имуществом». На самом же деле истинным виновником был Николай Антонович, из-за которого большая часть снаряжения оказалась негодной. Тот был влюблен в жену капитана Татаринова и намеренно обрек его на гибель. Саня случайно узнал об этом и больше всего хотел, чтобы справедливость восторжествовала. Именно чувство справедливости и правдолюбие побуждало героя к неустанным поискам и в конечном счете привело к историческому открытию.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: миром правят чувства. Перефразируя известную фразу Тургенева, можно сказать, что только ими держится и движется жизнь. Чувства побуждают наш разум создавать новое, совершать открытия.

(309 слов)

 

Итоговое сочинение на темы: "Когда разум и чувство борются в человеке?" и "Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?"

 

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба между чувствами и разумом. Как правило, такой конфликт возникает в переломные моменты жизни, когда человек выбирает, как поступить, и от этого решения зависит его дальнейшая судьба или судьба других людей.

Так, например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, уже замужняя женщина, должна принять решение: ответить взаимностью на чувства Онегина или отвергнуть его. От того, какое решение она примет, зависит дальнейшая судьба всех героев, в том числе мужа Татьяны. Именно в этот момент и возникает конфликт между разумом и чувством. Мы знаем, что Татьяна любит Онегина с юных лет, что ее чувство глубоко и искренне. Но в то же время она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Пушкин показывает, что превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность и отказывает возлюбленному. Однако это трудное решение сопряжено с противоборством разума и чувств.

Еще один пример находим в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин, когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Он должен принять судьбоносное решение, которое повлияет на дальнейшую жизнь его семьи. Именно в этой ситации и возникает борьба между разумом и чувством. С одной стороны, у героя есть жена и сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины - тещи. С другой стороны, он отказавшись от любимой работы в пользу заработка, он обречет себя на несчастье. Мы знаем, что герой в конце концов выбирает более высокооплачиваемую работу. Это сложное решение далось ему непросто, было связано с долгой и трудной внутренней борьбой.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

(331 слово)

 

Итоговое сочинение на темы: "Какие чувства могут быть неподвластны разуму?" и "Над какими чувствами разум может быть не властен? "

 

Человеку свойственно испытывать самые разнообразные чувства. Они возникают спонтанно и зачастую бывают невероятно сильны. В то же время нам дан и разум, с помощью которого мы можем обуздать свои чувства, не позволить им управлять нашим поведением. С помощью разума мы можем подавить обиду или гнев, справиться со страхом или завистью. Но есть такие чувства, которые неподвластны разуму. И это прежде всего любовь. Она может толкнуть человека на самые непредсказуемые и безрассудные поступки.

Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой - он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна!.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Его чувство оказывается неподвластно рассудку.

Конечно, бывают ситуации, когда человек, любя, не позволяет себе совершить безрассудство. Но даже если он полностью контролирует свое поведение, любовь остается в душе и разум бессилен победить ее. Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Однако Татьяна проносит свою любовь через годы, расстояние и разлука с возлюбленным, замужество не охладили ее чувств. И хотя, как мы знаем, она отказывает Онегину из чувства долга, Татьяна не в силах разлюбить его. Ее чувства неподвластны разуму.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что среди многообразия человеческих чувств есть такое, над которым разум не властен, - это ее величество Любовь.

(306 слов)

 

Итоговое сочинение на темы: "Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам? "

 

Разум и чувство руководят нашими поступками. Порой они находятся в противоборстве: разум подсказывает одно решение, а сердце – другое. Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?

Порой возникают ситуации, когда человек должен поступить по велению сердца. Например, когда кто-то нуждается в помощи, нами движет сочувствие, желание помочь. Конечно, в такой ситуации следует прислушаться к чувствам. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Мы видим, что «чувства добрые» должны быть на первом месте.

Конечно, если нами движут сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же нами владеют чувства негативные, разрушительные, например обида, разочарование, досада, то нужно слушать доводы разума.

Так, в рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Мы можем прийти вк выводу: мы должны прислушиваться к разуму, когда нами владеют негативные чувства, ведь они дают нам неверные советы, и только холоднй разум способен вывести нас на правильный путь.

Таким образом, мы можем прийти к выводу: можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; негативные же следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума.

(354 слова)

 

Итоговое сочинение на тему: "Когда нужно сдерживать душевные порывы?"

 

Порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими. Именно такие, негативные, душевные порывы следует сдерживать. Обратимся к примерам.

В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.

В другом рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.

Таким образом, легко сделать вывод: сдерживать душевные порывы следует тогда, когда они продиктованы не добрыми, а негативными эмоциями.

(310 слов)

 

Итоговое сочинение на тему: "Как разум и чувства влияют на поступки человека? "

 

Как разум и чувства влияют на поступки человека? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: разум и чувства руководят нашими поступками, подсказывают решение в той или иной ситуации. Прислушиваясь к ним, мы делаем свой выбор, от которого зависит наше будущее.

Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на поступки главной героини, Татьяны Лариной, влияют и разум, и чувства. Вначале мы видим, как Татьяна, будучи юной девушкой, влюбляется в Онегина. Ее чувства настолько сильны, что она не в силах скрывать их от своего избранника. Татьяна решается открыть свое сердце Онегину и пишет ему письмо. Ее поступок можно назвать смелым, ведь и сейчас не всякая девушка станет первой признаваться в любви, притом не зная, взаимно ли ее чувство. Татьяна могла скомпрометировать себя и , конечно, понимала это, но чувство любви, овладевшее ею, оказалось сильнее всего и повлияло на ее поступок.

Как мы знаем, Евгений Онегин, хотя и был тронут ее посланием, все же не ответил героине взаимностью. Лишь несколько лет спустя, случайно встретив Татьяну, уже замужнюю женщину, он ощущает в своем сердце любовь к ней. Татьяна , несмотря на долгую разлуку и брак с другим мужчиной, не забыла Онегина. И хотя она по-прежнему испытывает к нему глубокое и сильное чувство, героиня не может ответить на его притязания. Разум говорит ей, что она не может нарушить супружескую верность, не может опозорить мужа и свое честное имя. Долг для нее оказывается превыше любви. Именно разум повлиял на ее решение, когда Татьяна отказала Онегину: Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

На примере пушкинской героини мы можем убедиться, что разум и чувства оказывают сильное влияние на поступки человека. Под влиянием доводов рассудка или голоса сердца мы принимаем важные решения, которые определяют нашу дальнейшую судьбу.

(288 слов)

 

Итоговое сочинение на тему: "Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?"

 

Огромную роль в нашей жизни играют книги. Читая их, мы задумываемся над важными вопросами и ищем на них ответы. Герои и их поступки вызывают в нашей душе отклик, заставляют сопереживать и сочувствовать. Порой мы плачем над страницами книг, рассказывающих о страданиях то или иного персонажа, воспринимаем его боль как свою. Наверное, можно сказать, что книга пробуждает в нашем сердце прежде всего чувство сострадания, чуткость к людям, и не только к людям, но и ко всем живому на земле. Эти чувства потом становятся неотъемлемой частью нашей жизни, благодаря им мы начинаем вести себя иначе с теми, кто нас окружает, стремимся делать добро.

Так, рассказ Б.Екимова «Говори, мама, говори» пробуждает в нас чуткость по отношению к близким людям. Героиня произведения жила в городе, а ее мать- в деревне. Дочь звонила матери каждый день, но всегда старалась говорить коротко и прерывала речь матери напоминанием о тарифе. Конечно, нельзя сказать, что она не любила свою мать, но в то же время за суетой повседневности ей было некогда даже подумать, что для одинокой старушки единственная радостть – это общение с ней, единственным близким человеком. Как трогательна старой Катерины забота о дочке! Вот, например, она не срубила мешавшее ей ходить дерево потому, что дочь любит груши и компот из них. Читая рассказ, мы невольно проникаемся сочувствием к пожилой героине и , быть может, вспоминаем в этот момент о собственной матери, которая живет где-то одна, о ее неугасимой любви к нам, о том, что, быть может, и ей не хватает нашего внимания. Екимов рассказывает о том, как дочь героини внезапно понимает, насколько дорога ей мать. Молодая женщина осознала, как «все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение». Она позвонила матери и уже не прерывала ее речи, потому что испугалась, что однажды «вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь». Вместе с героиней и мы ощущаем в своем сердце неразрывную связь с самым родным для нас человеком – своей мамой. Так же, как и героиня, мы боимся когда-нибудь остаться одни, перестать быть детьми. Так же, как и она, мы хотим сделать для нее хоть что-то приятное – и набираем знакомый номер. «Здравствуй, мама», - говорим мы, вслушиваясь в родной голос.

Книги пробуждают в нас чувства добрые не только к людям, но и ко всем живым существам. Вот мы читаем книгу Л.Андреева «Кусака», с болью в сердце следим за перипетиями судьбы собаки. Мы видим, какой любовью откликается собачье сердце на проявленную доброту, как Кусака привязывается к дачникам, начинает им доверять. А они? Для них она была всего лишь забавой, они бросают ее, когда приходит пора уезжать в город. Нельзя не сострадать Кусаке – обманутой в ее искренних чувствах, преданной, брошенной на произвол судьбы. Читая ее историю, мы ощущаем сочувствие не только к ней, но и ко всем бездомным животным. Ведь они не виноваты! И, может статься, в следующий раз, проходя мимо ничейного щенка или котенка на улице, мы остановимся и возьмем его на руки. А потом дадим ему дом, заботу и тепло. Тепло своего сердца.

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература? Ответ может быть таким: любовь, чуткость, милосердие. Думается, этот список может быть продолжен. Ведь каждое произведение открывает путь в наши сердца чему-то светлому.

(515 слов)

 

Итоговое сочинение на тему: "Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?"

 

Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами? Думается, потому, что порой разум и сердце вступают в противоборство: рассудок подсказывает одно решение, а сердце - совсем другое. Как правило, это случается в непростых жизненных ситуациях, когда от нашего решения зависит дальнейшая судьба. Вот тогда и нужно выбрать, к чему прислушиваться: к разуму или к чувствам. Обратимся к литературным примерам.

Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, уже замужняя женщина, должна принять решение: ответить взаимностью на чувства Онегина или отвергнуть его. От того, какое решение она примет, зависит дальнейшая судьба всех героев, в том числе мужа Татьяны. Мы знаем, что Татьяна любит Онегина с юных лет, что ее чувство глубоко и искренне. Но в то же время она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Сердце говорит одно, а разум советует иное, и героиня должна сделать выбор между разумом и чувством. Пушкин показывает, что превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность и отказывает возлюбленному.

Еще один пример находим в повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин, когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Он должен принять судьбоносное решение, которое повлияет на дальнейшую жизнь его семьи. С одной стороны, у героя есть жена и сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины - тещи. С другой стороны, он отказавшись от любимой работы в пользу заработка, он обречет себя на несчастье. Налицо конфликт между разумом и чувством, поэтому герой должен решить, к чему прислушаться. Мы знаем, что герой в конце концов выбирает более высокооплачиваемую работу.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

(322 слова)

 

 

 

Еще материал по теме:

ИТОГОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РЕАЛЬНЫМ ТЕМАМ С ЭКЗАМЕНА 7 ДЕКАБРЯ 2016-2017ГОДА

РЕАЛЬНЫЕ ТЕМЫ С ЭКЗАМЕНА 7 ДЕКАБРЯ 2016-2017ГОДА

ГОТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ТЕЗИСЫ + АРГУМЕНТЫ) ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ - АРГУМЕНТЫ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ.

 

 

Новости итогового сочинения

 

ЧИТАТЬ